федеральные гос. требования по народным

  Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Архангельской области "Первая детская музыкальная школа имени Ю.И.Казакова" филиал "Плесецкая детская  школа  искусств" 

Федеральные государственные требования по специальности Народные инструменты

 

 

Приложение


Утверждены приказом

Министерствакультуры

Российской Федерации от







Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

и сроку обучения по этой программе



Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственныетребования (далее – ФГТ) устанавливаюттребования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательнойпрограммы в области музыкальногоискусства «Народные инструменты» (далее – программа «Народные инструменты») и являются обязательнымипри ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательнымиучреждениями профессиональногообразования при наличии соответствующейлицензии на осуществлениеобразовательнойдеятельности.


1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальныеособенности обучающихсяи направлены на:


выявление одаренных детей в области музыкальногоискусства в


раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического


воспитания, духовно-нравственногоразвития детей; приобретениедетьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гуслях, гитаре) и (или) инструментахнародов России, позволяющихтворчески исполнять музыкальные произведенияв соответствии с необходимымуровнем музыкальной грамотности; приобретениедетьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства; приобретениедетьми опыта

творческой деятельности;


 

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; приобщение детей к коллективномумузицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальныхинструментов; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательныеучреждения, реализующиеосновные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкальногоискусства.


1.3. ФГТ разработаны с учетом:


обеспечения преемственностипрограммы «Народные инструменты» и основных профессиональныхобразовательныхпрограмм среднего профессиональногои высшего профессиональногообразования в области музыкальногоискусства; сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.


1.4. ФГТ ориентированы на:


воспитание и развитие у обучающихсяличностных качеств, позволяющихуважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формированиеу обучающихсяэстетических взглядов, нравственных


установок и потребности общения с духовными ценностями; формированиеу обучающихсяумения самостоятельновосприниматьи

оценивать культурные ценности;


воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости, а также профессиональнойтребовательности; формированиеу одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющихв дальнейшем осваивать основные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкальногоискусства; выработку у обучающихсяличностных качеств, способствующихосвоению в соответствии с программнымитребованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретениюнавыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлениюсамостоятельногоконтроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированиюнавыков взаимодействияс преподавателями, концертмейстерамии обучающимисяв образовательномпроцессе, уважительногоотношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.


Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.


1.5. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательнойпрограммы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательныеучреждения, реализующиеосновные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.


Образовательноеучреждение имеет право реализовывать программу «Народные инструменты» в сокращенные сроки, а также по


1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Народные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальнымучебным планам с учетом настоящих ФГТ.


1.7. При приеме на обучение по программе «Народные инструменты» образовательноеучреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющихопределить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительнопоступающийможет исполнить самостоятельноподготовленныемузыкальные произведенияна народном или национальноминструменте.


1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимисяпрограммы «Народные инструменты», разработанной образовательнымучреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.


 

Используемые сокращения

В настоящих ФГТ используютсяследующие сокращения:

программа ?«Народные ?инструменты» ?– ?дополнительная предпрофессиональная

?общеобразовательная ?программа ?в области музыкальногоискусства «Народные инструменты»;

ОП – образовательнаяпрограмма;

ОУ – образовательноеучреждение;

ФГТ – федеральные государственныетребования.


III. Требования к минимуму содержания программы «Народные инструменты»


 

3.1. Минимум содержания программы «Народные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретениеею в процессе освоения ОП музыкальноисполнительскихи теоретических знаний, умений и навыков.


3.2. Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретениеобучающимисяследующих знаний, умений и навыков в предметных областях:


области музыкальногоисполнительства:


знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;


знания музыкальной терминологии;


умения грамотно? исполнять? музыкальные? произведения? соло?, в? ансамбле/оркестре на народном или национальноминструменте;


умения самостоятельноразучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальноминструменте;


умения самостоятельнопреодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкальногопроизведенияна народном инструменте;


умения создавать художественныйобраз при исполнении музыкального произведенияна народном или национальноминструменте;


навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

 

 

навыков импровизациина народном или национальноминструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведенийна народном или национальноминструменте и на фортепиано;


навыков подбора по слуху;


первичных навыков в области теоретическогоанализа исполняемых произведений;


навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых); в


области теории и истории музыки:


знания музыкальной грамоты;


знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественныхи зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;


первичные знания в области строения классических музыкальных форм; – умения использовать полученные теоретическиезнания при исполнительстве музыкальных произведенийна народном или национальноминструменте, а также фортепиано;


умения осмысливать музыкальные произведенияи события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; – навыков восприятия музыкальных произведенийразличных стилей и жанров, созданных в разные историческиепериоды; – навыков восприятия элементов музыкальногоязыка;

навыков анализа музыкальногопроизведения;

навыков записи музыкальноготекста по слуху;


навыков вокального исполнения музыкальноготекста;

 

  

3.3. Результатом освоения программы «Народные инструменты» с дополнительнымгодом обучения, сверх обозначенныхв пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимисяследующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

области музыкальногоисполнительства:


знания основного сольного репертуара для народного или национального инструмента;


знания ансамблевого и оркестрового репертуара для народных или национальныхинструментов;


- знания различных? исполнительских? интерпретаций? музыкальных? произведений;


умения исполнять музыкальные произведениясоло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественномуровне в соответствии со стилевыми особенностями; - навыков подбора по слуху; в области

теории и истории музыки:

первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;


первичные знания и умения в области элементарнойтеории музыки (знания основных элементов музыкальногоязыка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкальногоматериала, умения осуществлятьпостроение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозициюзаданного музыкальногоматериала);


умения осуществлятьэлементарныйанализ нотного текста с объяснением роли выразительныхсредств в контексте музыкального произведения;

 

 

навыков сочинения и импровизациимузыкальноготекста; – навыков восприятия современной музыки.


3.4. Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:


3.4.1. Специальность: наличие у обучающегосяинтереса к музыкальномуискусству,

самостоятельномумузыкальномуисполнительству;


сформированныйкомплекс исполнительскихзнаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразныевозможности народного или национальногоинструмента для достижения наиболее убедительной интерпретацииавторского текста, самостоятельнонакапливать репертуар из музыкальных произведенийразличных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;


знание репертуара для народного или национальногоинструмента, включающегопроизведенияразных стилей и жанров в соответствии с программнымитребованиями;


знание художественно-исполнительскихвозможностейнародного или национальногоинструмента;


знание профессиональнойтерминологии;


умение читать с листа несложные музыкальные произведения; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкальногопроизведения;


навыки по использованиюмузыкально-исполнительскихсредств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественнооправданных технических приемов;


 

наличие творческой инициативы, сформированныхпредставлений о методике разучивания музыкальныхпроизведенийи приемах работы над исполнительскимитрудностями;

наличие музыкальной? памяти?, развитого? мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;


наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


3.4.2. А нсамбль:


сформированныйкомплекс навыков и умений в области коллективноготворчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрироватьв ансамблевой игре единство исполнительскихнамерений и реализацию исполнительскогозамысла;


 

знание ансамблевого репертуара, способствующеевоспитанию на разнообразнойлитературе способностейк коллективномутворчеству;


навыки по решению музыкально-исполнительскихзадач ансамблевого исполнительства, обусловленныехудожественным содержанием и особенностямиформы, жанра и стиля музыкального произведения.


3.4.3. Фортепиано:


знание инструментальныхи художественныхособенностейи возможностейфортепиано;


знание в соответствии с программнымитребованиямимузыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежнымии отечественными композиторами;


владение основными видами фортепианнойтехники, использование художественнооправданных технических приемов, позволяющихсоздавать художественныйобраз, соответствующийавторскому замыслу.


3.4.4. Хоровой класс:


знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностейхоровых партитур, художественно-исполнительских возможностейхорового коллектива;


умение передавать авторский замысел музыкальногопроизведенияс помощью органическогосочетания слова и музыки;


навыки коллективногохорового исполнительскоготворчества;


сформированныепрактическиенавыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведенийотечественнойи зарубежной музыки, в том числе хоровых произведенийдля детей.


наличие практическихнавыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.


3.4.5. Сольфеджио:


сформированныйкомплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегосяразвитого музыкальногослуха и памяти, чувства ритма, художественноговкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:


знание профессиональноймузыкальной терминологии;


умение сольфеджироватьодноголосные, двухголосныемузыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованиемнавыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальныецепочки;


умение импровизироватьна заданные музыкальные темы или ритмические построения;


навыки владения элементами музыкальногоязыка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

3.4.6. Слушание музыки:


наличие первоначальныхзнаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительскихколлективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;


способность проявлять эмоциональноесопереживаниев процессе восприятия музыкальногопроизведения;

 

  

умение проанализироватьи рассказать о своем впечатлении от прослушанногомузыкальногопроизведения, провести ассоциативныесвязи с фактами своего жизненного опыта или произведениямидругих видов искусств.

 

 

Музыкальнаялитература (зарубежная, отечественная):


первичные знания о роли и значении музыкальногоискусства в системе культуры, духовно-нравственномразвитии человека;


знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторовсогласно программнымтребованиям;


знание в соответствии с программнымитребованиямимузыкальных произведенийзарубежных и отечественныхкомпозиторовразличных историческихпериодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;


умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальныхпроизведений;


навыки по выполнению теоретическогоанализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных историческихпериодов развития зарубежного и отечественногомузыкальногоискусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистическиенаправления, жанры;


знание особенностейнациональныхтрадиций, фольклорных истоков музыки;


знание профессиональноймузыкальной терминологии;


сформированныеосновы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности;

 

 

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;


умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкальногопроизведения;


навыки по восприятию музыкальногопроизведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживатьассоциативныесвязи


другими видами искусств.

3.4.8. Элементарнаятеория музыки:


знание основных элементов музыкальногоязыка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);


первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкальногоматериала;


умение осуществлятьэлементарныйанализ нотного текста с объяснением роли выразительныхсредств в контексте музыкального

произведения;


наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностейзвукоряда (использования диатоническихили хроматическихладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

 

IV. Требования к структуре программы «Народные инструменты»


4.1. Программа «Народные инструменты» определяет содержание и организацию образовательногопроцесса в ОУ. Программа «Народные инструменты» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им  

опыта исполнительскойпрактики (сольной, ансамблевой, оркестровой), самостоятельнойработы по изучению и постижению музыкального искусства.


Программа «Народные инструменты», разработаннаяОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:

пояснительнуюзаписку;


планируемые результаты освоения обучающимисяОП; учебный план; график образовательногопроцесса;


программы учебных предметов; систему и критерии оценок промежуточнойи итоговой аттестации


результатов освоения ОП обучающимися; программу творческой, методическойи культурно-просветительской

деятельности ОУ.


РазработаннаяОУ программа «Народные инструменты» должна обеспечивать достижение обучающимисярезультатов освоения программы «Народные инструменты» в соответствии с настоящими ФГТ.

Программа «Народные инструменты» может включать как один, так

несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначеннымив пункте 1.5. настоящих ФГТ.


Учебный план программы «Народные инструменты» должен предусматриватьследующие предметные области:


музыкальное исполнительство; теория и история музыки


разделы:


консультации; промежуточная аттестация; итоговая аттестация.


Предметные области имеют обязательнуюи вариативную части, которые состоят из учебных предметов.


При реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальность- 559 часов, УП.02.Ансамбль - 165 часов, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс – 98 часов;


ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.


При реализации программы «Народные инструменты» с дополнительнымгодом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1859,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальность – 641,5 часа, УП.02.Ансамбль – 231 час, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс – 98 часов;


ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.04.Элементарнаятеория музыки – 33 часа.

 

 

При реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1039,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальность– 363 часа, УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой класс – 33 часа;


ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 247,5 часа, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.


При реализации программы «Народные инструменты» с дополнительнымгодом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1320 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам

(УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальность – 445,5 часа, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой класс – 33 часа;


ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 297 часов, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.03.Элементарнаятеория музыки – 33 часа.


Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемойсодержанием обязательной части, получения обучающимисядополнительныхзнаний, умений и навыков.


Учебные предметы вариативной части определяютсяОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемыйОУ на занятия обучающихсяс присутствиемпреподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренногона аудиторные занятия.


При формированииОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальныхзанятий необходимо учитывать исторические, национальныеи региональныетрадиции подготовки кадров в области музыкальногоискусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренныена оплату труда педагогическихработников.


При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматриваетсяобъем времени на самостоятельнуюработу обучающихся. Объем времени на самостоятельнуюработу обучающихсяпо каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихсяпедагогических традиций и методическойцелесообразности.


4.3. Объем максимальнойучебной нагрузки обучающихсяне должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренногоучебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихсяв творческих и культурно-просветительскихмероприятиях ОУ).

 

 

V. Требования к условиям реализации программы «Народные инструменты»




5.1. Требования к условиям реализации программы «Народные   инструменты» представляютсобой систему требований к   

учебнометодическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Народные инструменты» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.


С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательностидля обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственногоразвития, эстетическоговоспитания и художественногостановления личности ОУ должно создать комфортную развивающуюобразовательнуюсреду, обеспечивающуювозможность:


выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства;


организации творческой деятельности обучающихсяпутем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованныхпредставленийи др.); организации посещений обучающимисяучреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); организации творческой и культурно-просветительскойдеятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессиональногои высшего профессиональногообразования, реализующимиосновные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкального искусства;


использованияв образовательномпроцессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современногоразвития музыкальногоискусства и образования;


эффективной самостоятельнойработы обучающихсяпри поддержке педагогическихработников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Народные инструменты» с учетом


индивидуальногоразвития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; эффективногоуправления ОУ.


5.3. При реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет продолжительностьучебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительностьучебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Народные инструменты» с дополнительнымгодом обучения продолжительностьучебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительностьучебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.


При реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительностьучебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы «Народные инструменты» с дополнительнымгодом обучения продолжительностьучебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительностьучебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.


5.4. В учебном году предусматриваютсяканикулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихсяпо ОП со сроком обучения 8 лет


5.4. В учебном году предусматриваютсяканикулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихсяпо ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаютсядополнительныенедельные каникулы. Летние каникулы устанавливаютсяв объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленныепри реализации основных образовательныхпрограмм начального общего и основного общего образования.


5.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляетсяв форме индивидуальныхзанятий, мелкогрупповыхзанятий (численностьюот 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностьюот

человек).


Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Народные инструменты» по индивидуальномуучебному плану. В выпускные классы поступление обучающихсяне предусмотрено.


ОУ учреждение должно обеспечивать изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделятьсяна младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.


ОУ должно обеспечивать условия для создания учебного оркестра (народных инструментовили национальныхинструментов) путем пропорциональногоформированияконтингента обучающихсяс целью

реализации вариативной части ОП учебного предмета «Оркестровый класс».

В случае реализации вариативной части ОП  учебного предмета   «Оркестровый класс» учебные оркестровые коллективы  могут   доукомплектовыватьсяприглашеннымиартистами до  25 процентов от    необходимогосостава оркестра.



Оркестровые и хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятияхи культурно-просветительскойдеятельности ОУ.

5.8. Программа «Народные инструменты» обеспечиваетсяучебно-

методическойдокументациейпо всем учебным предметам.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождаетсяметодическимобеспечениеми обоснованиемвремени, затрачиваемогона ее выполнение по каждому учебному предмету.


Внеаудиторнаяработа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихсяв творческих мероприятияхи культурно-просветительской деятельности ОУ.


Выполнение обучающимсядомашнего задания контролируется преподавателеми обеспечиваетсяучебниками, учебно-методическимии нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериаламив соответствии с программными требованиямипо каждому учебному предмету.


Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается консультациямидля обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихсяк контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиямпо усмотрению ОУ. Консультациимогут проводиться рассредоточеноили в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительнымгодом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительнымгодом обучения. Резерв   

учебного времени можно использовать и после окончания промежуточнойаттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельнойработой обучающихсяна период летних каникул.


5.11. Оценка качества реализации образовательнойпрограммы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточнуюи итоговую аттестацию обучающихся.


В качестве средств текущего контроля успеваемостиОУ могут использоватьсяконтрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академическиеконцерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемостиобучающихсяпроводится в счет аудиторного времени, предусмотренногона учебный предмет.


Промежуточнаяаттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зач?ты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академическихконцертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточнойаттестации проводятся на завершающихполугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренногона учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.


По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимсявыставляется оценка, которая заносится в свидетельствооб окончании ОУ.


Содержание промежуточнойаттестации и условия ее проведения разрабатываютсяОУ самостоятельнона основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываютсякритерии оценок промежуточнойаттестации и текущего контроля успеваемостиобучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющиеоценить приобретенныезнания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываютсяи утверждаютсяОУ самостоятельно.


Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображенияминастоящих ФГТ, соответствоватьцелям и задачам программы «Народные инструменты» и е? учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенныхвыпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжениюпрофессиональногообразования в области музыкального искусства.


По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляютсяпо каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимсямогут выставляться и по окончании четверти.


Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяютсяОУ на основании настоящих ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

Специальность;

Сольфеджио;


Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,


3) Музыкальная литература.


По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.


Требования к выпускным экзаменам определяютсяОУ самостоятельно. ОУ разрабатываютсякритерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.


При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрироватьзнания, умения и навыки в соответствии с программнымитребованиями, в том числе:


знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных историческихпериодов развития музыкальногоискусства во взаимосвязи с другими видами искусств;


знание профессиональнойтерминологии, репертуара для народных или национальныхинструментов, ансамблевогои оркестрового репертуара;

достаточный технический? уровень? владения? народным? или? национальныминструментомдля воссоздания художественного

образа и стиля исполняемых произведенийразных форм и жанров;


умение определять на слух, записывать, воспроизводитьголосом аккордовые, интервальныеи мелодическиепостроения;


наличие кругозора в области музыкальногоискусства и культуры.


Реализация программы «Народные инструменты» обеспечиваетсядоступом каждого обучающегосяк библиотечнымфондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемымпо полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельнойработы обучающиесямогут быть обеспечены доступом к сети Интернет.


Библиотечныйфонд ОУ укомплектовываетсяпечатными и/или электроннымиизданиями основной и дополнительнойучебной и учебнометодическойлитературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальнымихрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведенийв объеме, соответствующемтребованиям программы «Народные инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.


Библиотечныйфонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографическиеи периодическиеиздания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.


4.13. Реализация программы «Народные инструменты» обеспечиваетсяпедагогическимикадрами, имеющими среднее профессиональноеили высшее профессиональноеобразование, соответствующеепрофилю преподаваемогоучебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающихобразовательный процесс по данной ОП.


До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональноеобразование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональноеобразование и государственныепочетные звания в соответствующейпрофессиональной

сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное


преподавателями, имеющими среднее профессиональноеобразование и


государственныепочетные звания в соответствующейпрофессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практическойработы в соответствующей профессиональнойсфере более 15 последних лет.


Учебный год для педагогическихработников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогическихработников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскуюработу, а также освоение дополнительныхпрофессиональныхОП.


Педагогическиеработники проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональнуюпереподготовкуили повышение квалификации. Педагогическиеработники ОУ должны осуществлятьтворческую и методическуюработу.


ОУ должно создать условия для взаимодействияс другими ОУ, реализующимиОП в области музыкальногоискусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающихкадровых ресурсов, ведения постоянной методическойработы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Народные инструменты», использованияпередовых педагогическихтехнологий.


5.14. Финансовые условия реализации программы «Народные инструменты» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.


При реализации программы «Народные инструменты» необходимо планировать работу концертмейстеровс учетом сложившихсятрадиций и методическойцелесообразности:

по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 процентов


аудиторного учебного времени; по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациямпо данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени; по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов


аудиторного учебного времени; при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» -


до 100 процентов аудиторного времени, учебного предмета «Оркестровый класс» и консультаций по данному учебному предмету - не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени.


5.15. Материально-технические условия реализации программы «Народные инструменты» обеспечиваютвозможность достижения обучающимисярезультатов, установленныхнастоящими ФГТ.


Материально-техническая база ОУ должна соответствоватьсанитарным и противопожарнымнормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременныесроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.


Для реализации программы «Народные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированныхкабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

 

  

концертный зал с роялем или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку,


?специализированными ?помещения ?для ?работы ?со материалами

(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровыйвидеозал),


?учебные ?аудитории ?для ?групповых, ?мелкогрупповых ?и индивидуальных занятий, учебные аудитории


для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем), «Оркестровый класс» с пультами, пианино или роялем.

 

 

Учебные аудитории, предназначенныедля реализации учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащаются пианино или роялями.

 

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано» должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебным предметам «Специальность» не менее 9 кв.м., «Ансамбль» - не менее 12 кв.м., при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Оркестровый класс» - малый или большой концертный зал.


Учебные аудитории, предназначенныедля реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарнаятеория музыки», оснащаются пианино или роялями, звукотехническимоборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.


ОУ должно иметь комплект народных или национальныхинструментов для детей разного возраста.


Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживанияи ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в сценических костюмах.


Дата последнего обновления страницы 22.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»