Федеральные государственные требования по специальности Фортепиано

  Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Архангельской области "Первая детская музыкальная школа имени Ю.И.Казакова" филиал "Плесецкая детская  школа  искусств" 

Федеральные государственные требования по специальности Фортепиано

 

 

Приложение


Утверждены приказом

Министерствакультуры

Российской Федерации от

                                                                                                                                                             №





Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкальногоискусства «Фортепиано»

и сроку обучения по этой программе


Общие положения


1. 1. Настоящие федеральные государственныетребования (далее – ФГТ) устанавливаюттребования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательнойпрограммы в области музыкальногоискусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано») и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательнымиучреждениямипрофессионального образования при наличии соответствующейлицензии на осуществление образовательнойдеятельности.


1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальныеособенности обучающихсяи направлены на:


выявление одаренных детей в области музыкальногоискусства в


раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического


воспитания, духовно-нравственногоразвития детей; приобретениедетьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,


позволяющихисполнять музыкальные произведенияв соответствии с необходимымуровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретениедетьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов


мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующиеосновные профессиональныеобразовательные программы в области музыкальногоискусства.

 

 

1.3. ФГТ разработаны с учетом:


обеспечения преемственностипрограммы «Фортепиано» и основных профессиональныхобразовательныхпрограмм среднего профессионального и высшего профессиональногообразования в области музыкального искусства; сохранения единства образовательногопространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.


1.4. ФГТ ориентированына: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющихуважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формированиеу обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование


умения у обучающихсясамостоятельновосприниматьи оценивать культурные ценности;


воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости, а также профессиональнойтребовательности; формированиеу одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющихв дальнейшем осваивать основные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкальногоискусства; выработку у обучающихсяличностных качеств, способствующихосвоению в соответствии с программнымитребованиями учебной информации, приобретениюнавыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельногоконтроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированиюнавыков взаимодействияс преподавателямии обучающимисяв образовательномпроцессе, уважительногоотношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших


образовательноеучреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести


месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующихпоступление в образовательныеучреждения, реализующиеосновные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкальногоискусства, может быть увеличен на один год.


1.6. Образовательноеучреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.


1.7. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательноеучреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющихопределить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительнопоступающийможет исполнить самостоятельноподготовленныемузыкальные произведенияна фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведениес собственным сопровождением на фортепиано).


1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимисяпрограммы «Фортепиано», разработаннойобразовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательнымучреждением.

 

  

II. Используемыесокращения


В настоящих ФГТ используютсяследующие сокращения:


программа «Фортепиано» – дополнительнаяпредпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкальногоискусства «Фортепиано»;

ОП – образовательнаяпрограмма;

ОУ – образовательноеучреждение;

ФГТ – федеральные государственныетребования.

 

 

III.Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано»


3.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретениеею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительскихи теоретическихзнаний, умений и навыков.


3.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретениеобучающимисяследующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

области музыкальногоисполнительства:


знания характерных особенностеймузыкальных жанров и основных стилистическихнаправлений; - знания музыкальной терминологии;


умения грамотно исполнять музыкальные произведениякак сольно, так и при игре в ансамбле;


умения самостоятельноразучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;


умения создавать художественныйобраз при исполнении музыкального произведения;


умения самостоятельнопреодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкальногопроизведения;


умения по аккомпанированиюпри исполнении несложных вокальных или инструментальныхмузыкальныхпроизведений;


навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;


навыков подбора по слуху, импровизациии сочинения в простых формах;


первичных навыков в области теоретическогоанализа исполняемых произведений;


навыков публичных выступлений; в области теории и истории музыки:


знания музыкальной грамоты;


знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественныхи зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных

произведений;


- первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения? использовать? полученные? теоретические? знания? при?


- первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения? использовать? полученные? теоретические? знания? при?

исполнительствемузыкальных произведенийна инструменте;


умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;


навыков восприятия элементов музыкальногоязыка;


сформированныхвокально-интонационныхнавыков ладового чувства; - навыков вокального исполнения музыкальноготекста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуальногосольфеджирования, пения с

листа;


- навыков анализа музыкальногопроизведения; навыков восприятия музыкальных произведенийразличных стилей и

жанров, созданных в разные историческиепериоды;

навыков записи музыкальноготекста по слуху;


первичных навыков и умений по сочинению музыкальноготекста.

3?.3. Результатом? освоения? программы? «?Фортепиано» с?


дополнительным годом обучения, сверх обозначенныхв пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимисяследующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

области музыкальногоисполнительства:

знания основного фортепианногорепертуара;

- знания различных? исполнительских? интерпретаций? музыкальных?

произведений;

умения исполнять музыкальные произведениясоло и в ансамбле на достаточном художественномуровне в соответствии со стилевыми особенностями; в области теории и истории музыки:


первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства; - первичные знания и умения в области элементарнойтеории музыки (знания основных элементов музыкальногоязыка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкальногоматериала, умения осуществлятьпостроение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозициюзаданного музыкальногоматериала);


умения осуществлятьэлементарныйанализ нотного текста с объяснением роли выразительныхсредств в контексте музыкальногопроизведения;


наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностейзвукоряда (использованиядиатонических


или хроматическихладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);


навыков сочинения и импровизациимузыкальноготекста; - навыков восприятия современной музыки.


3.4. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Специальностьи чтение с листа:

наличие у обучающегосяинтереса к музыкальномуискусству,


самостоятельномумузыкальномуисполнительству; сформированный комплекс исполнительскихзнаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразныевозможности фортепиано для достижения


комплекс исполнительскихзнаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразныевозможности фортепиано для достижения наиболее убедительнойинтерпретацииавторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведенийразличных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиямифортепианногорепертуара, включающегопроизведения разных стилей и жанров (полифоническиепроизведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальныеминиатюры); знание художественно-исполнительскихвозможностейфортепиано; знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированиюмузыкальных


произведенийразных жанров и форм; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять


процессом исполнения музыкальногопроизведения; навыки по использованиюмузыкально-исполнительскихсредств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованиюхудожественно оправданных технических приемов; наличие творческой инициативы, сформированныхпредставленийо методике разучивания музыкальныхпроизведенийи приемах работы над исполнительскимитрудностями;


наличие музыкальной памяти, развитого полифоническогомышления,


мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; наличие элементарныхнавыков репетиционно-концертной работы в

качестве солиста.


Ансамбль: сформированныйкомплекс умений и навыков в области коллективноготворчества - ансамблевого исполнительства, позволяющийдемонстрироватьв ансамблевой игре единство исполнительскихнамерений и реализацию исполнительскогозамысла; знание ансамблевогорепертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианногодуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментальногорепертуара) различных отечественныхи зарубежных композиторов, способствующееформированиюспособности к сотворческомуисполнительствуна разнообразнойлитературе; знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественнойи зарубежной музыки XX века; навыки по решению музыкально-исполнительскихзадач ансамблевогоисполнительства, обусловленныехудожественнымсодержанием и особенностямиформы, жанра и стиля музыкальногопроизведения.


Концертмейстерский класс: сформированныйкомплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегосяхудожественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественнойи зарубежной музыки, в том числе:


знание основного концертмейстерскогорепертуара (вокального и


инструментального), основных принципов аккомпанированиясолисту; умение аккомпанироватьсолистам (вокалистам и инструменталистам)

несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских


умение аккомпанироватьсолистам (вокалистам и инструменталистам)

несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием; умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностейсолиста, разбираться в тематическомматериале исполняемого произведенияс учетом характера каждой партии; навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практическогоопыта репетиционно-концертной

деятельности в качестве концертмейстера.

3.4.4. Хоровой класс:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых


особенностейхоровых партитур, художественно-исполнительских возможностейхорового коллектива; знание профессиональнойтерминологии;

умение передавать авторский замысел музыкальногопроизведенияс


помощью органическогосочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительскоготворчества, в том числе отражающие взаимоотношениямежду солистом и хоровым коллективом; сформированныепрактическиенавыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведенийотечественнойи зарубежной музыки, в том числе хоровых произведенийдля детей; наличие практическихнавыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.


3.4.5. Сольфеджио: сформированныйкомплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегосяхудожественноговкуса, сформированногозвуковысотногомузыкальногослуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующихтворческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретическиезнания, в том числе, профессиональной


музыкальной терминологии; умение сольфеджироватьодноголосные, двухголосныемузыкальные


примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованиемнавыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальныецепочки; умение осуществлятьанализ элементов музыкальногоязыка; умение импровизироватьна заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами музыкальногоязыка


(исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).


Слушание музыки: наличие первоначальныхзнаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительскихколлективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; способность проявлять эмоциональноесопереживаниев процессе восприятия музыкальногопроизведенияумение проанализироватьи


рассказать о своем впечатлении от прослушанногомузыкального произведения, провести ассоциативныесвязи с фактами своего жизненного опыта или произведениямидругих видов искусств.


Музыкальнаялитература (зарубежная, отечественная):


первичные знания о роли и значении музыкальногоискусства в системе


культуры, духовно-нравственномразвитии человека; знание творческих биографий зарубежных и отечественных

композиторовсогласно программнымтребованиям; знание в соответствии с

программнымитребованиямимузыкальных произведенийзарубежных и


биографий зарубежных и отечественных


композиторовсогласно программнымтребованиям; знание в соответствии с программнымитребованиямимузыкальных произведенийзарубежных и отечественныхкомпозиторовразличных историческихпериодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальныхпроизведений;


навыки по выполнению теоретическогоанализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественногомузыкальногоискусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистическиенаправления, жанры; знание особенностейнациональныхтрадиций, фольклорных истоков музыки; знание профессиональноймузыкальной

терминологии; сформированныеосновы эстетических взглядов, художественного


вкуса, пробуждение интереса к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; умение определять на слух фрагменты того или


иного изученного музыкальногопроизведения; навыки по восприятию музыкального


произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживатьассоциативныесвязи с другими видами искусств.


3.4.8. Элементарнаятеория музыки: знание основных элементов музыкальногоязыка (понятий – звукоряд,


лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения


музыкальногоматериала; умение осуществлятьэлементарныйанализ нотного текста с


объяснением роли выразительныхсредств в контексте музыкального произведения; наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностейзвукоряда (использования диатоническихили хроматическихладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

 

   IV. Требования к структуре программы «Фортепиано»


Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательногопроцесса в ОУ. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретенияим опыта исполнительскойпрактики, самостоятельнойработы по изучению и постижению музыкального искусства.


Программа «Фортепиано», разработаннаяОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:


пояснительнуюзаписку;


планируемые результаты освоения обучающимисяОП; учебный план; график образовательногопроцесса;


программы учебных предметов; систему и критерии оценок промежуточнойи итоговой аттестации


результатов освоения ОП обучающимися; программу творческой, методическойи культурно-просветительской  деятельности ОУ.

 

 

РазработаннаяОУ программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимисярезультатов освоения программы «Фортепиано»

соответствии с настоящими ФГТ.


Программа «Фортепиано» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначеннымив пункте 1.5. настоящих ФГТ.


Учебный план программы «Фортепиано» должен предусматривать следующие предметные области: музыкальное исполнительство; теория и история музыки и разделы:


консультации; промежуточная аттестация; итоговая аттестация.


Предметные области имеют обязательнуюи вариативную части, которые состоят из учебных предметов.


При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальностьи чтение с листа - 592 часа, УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;


ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.


При реализации программы «Фортепиано» с дополнительнымгодом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):


ПО.01.Музыкальноеисполнительство: УП.01.Специальностьи чтение с листа - 691 час, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;


ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание музыки - 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, Элементарнаятеория музыки – 33 часа.


Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемойсодержанием обязательной части ОП, получения обучающимисядополнительныхзнаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяютсяОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемыйОУ на занятия обучающихсяс присутствиемпреподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренногона аудиторные занятия.


При формированииОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальныхзанятий необходимо учитывать исторические, национальныеи региональныетрадиции подготовки кадров в области музыкальногоискусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренныена оплату труда педагогическихработников.


При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматриваетсяобъем времени на самостоятельнуюработу обучающихся.

Объем времени на самостоятельнуюработу обучающихсяпо каждому  

учебному предмету определяется с учетом сложившихсяпедагогических традиций и методическойцелесообразности.


4.3. Объем максимальнойучебной нагрузки обучающихсяне должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренногоучебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихсяв творческих и культурно-просветительскихмероприятиях ОУ).

 

 

V. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»


Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляютсобой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.


С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательностидля обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственногоразвития, эстетическоговоспитания и художественногостановления личности ОУ должно создать комфортную развивающуюобразовательнуюсреду, обеспечивающуювозможность:


выявления и развития одаренных детей в области музыкального


искусства; организации творческой деятельности обучающихсяпутем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представленийи др.); организации посещений обучающимисяучреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);


организации творческой и культурно-просветительскойдеятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессиональногои высшего профессиональногообразования, реализующимиосновные профессиональныеобразовательныепрограммы в области музыкального искусства;


  

использованияв образовательномпроцессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современногоразвития музыкальногоискусства и образования; эффективной самостоятельной работы обучающихсяпри поддержке педагогическихработников и родителей (законных представителей) обучающихся; построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуальногоразвития детей, а также тех или иных особенностей

субъекта Российской Федерации; эффективногоуправления ОУ.

5.3. Продолжительностьучебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительнымгодом обучения продолжительностьучебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительностьучебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

 

 

5.4. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваютсяканикулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаютсядополнительныенедельные каникулы. Летние каникулы устанавливаютсяв объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленныепри реализации основных образовательныхпрограмм начального общего и основного общего образования.


5.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляетсяв форме индивидуальныхзанятий, мелкогрупповыхзанятий (численностьюот 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностьюот

человек).


Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившиек освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальномуучебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихсяне предусмотрено.

5.7. ОУ должно обеспечивать изучение учебного предмета «Хоровой

класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделятьсяна младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятияхи культурно-просветительскойдеятельности ОУ.


Программа «Фортепиано» обеспечиваетсяучебно-методической документациейпо всем учебным предметам.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождаетсяметодическимобеспечениеми обоснованиемвремени, затрачиваемогона ее выполнение по каждому учебному предмету.

 

 

Внеаудиторнаяработа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихсяв творческих мероприятияхи просветительскойдеятельности ОУ.


Выполнение обучающимсядомашнего задания контролируется преподавателеми обеспечиваетсяучебниками, учебно-методическимии нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио-


видеоматериаламив соответствии с программнымитребованиямипо каждому учебному предмету.


5?.10. Реализация? программы? «?Фортепиано» обеспечивается?


консультациямидля обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихсяк контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиямпо усмотрению ОУ. Консультациимогут проводиться рассредоточеноили в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительнымгодом обучения. Резерв учебного времени устанавливаетсяОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельнуюработу обучающихсяи методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточнойаттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельнойработой обучающихсяна период летних каникул.

5.11. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает

 

себя текущий контроль успеваемости, промежуточнуюи итоговую аттестацию обучающихся.


качестве средств текущего контроля успеваемостиОУ могут использоватьсяконтрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академическиеконцерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемостиобучающихсяпроводится в счет аудиторного времени, предусмотренногона учебный предмет.


Промежуточнаяаттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зач?ты и экзамены могут проходить


виде технических зачетов, академическихконцертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточнойаттестации проводятся на завершающихполугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренногона учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.


По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимсявыставляется оценка, которая заносится в свидетельствооб окончании ОУ.


Содержание промежуточнойаттестации и условия ее проведения разрабатываютсяОУ самостоятельнона основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываютсякритерии оценок промежуточнойаттестации и текущего контроля успеваемостиобучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющиеоценить приобретенныезнания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываютсяи утверждаютсяОУ самостоятельно.


Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображенияминастоящих ФГТ, соответствоватьцелям и задачам программы «Фортепиано» и е? учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенныхвыпускникамизнаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессиональногообразования в области музыкальногоискусства.


По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляютсяпо каждому учебному предмету. Оценки обучающимсямогут выставляться и по окончании четверти.


Требования к? содержанию? итоговой? аттестации? ? обучающихсяопределяютсяОУ на основании настоящих ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

Специальность;


Сольфеджио;

Музыкальная литература.


По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.


Требования к выпускным экзаменам определяютсяОУ самостоятельно. ОУ разрабатываютсякритерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

 

  

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрироватьзнания, умения и навыки в соответствии с программнымитребованиями, в том числе:


знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных историческихпериодов развития музыкальногоискусства во взаимосвязи с другими видами искусств;


знание профессиональнойтерминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;


достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественногообраза и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественныхкомпозиторов;

 

 

умение определять на слух, записывать, воспроизводитьголосом аккордовые, интервальныеи мелодическиепостроения;


наличие кругозора в области музыкальногоискусства и культуры.


Реализация программы «Фортепиано» обеспечиваетсядоступом каждого обучающегосяк библиотечнымфондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемымпо полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельнойработы обучающиесямогут быть обеспечены доступом к сети Интернет.


Библиотечныйфонд ОУ укомплектовываетсяпечатными и/или электроннымиизданиями основной и дополнительнойучебной и учебнометодическойлитературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальнымихрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведенийв объеме, соответствующемтребованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечиваетсякаждый обучающийся.


Библиотечныйфонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографическиеи периодическиеиздания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.


Реализация программы? «?Фортепиано» обеспечивается?


педагогическимиработниками, имеющими среднее профессиональноеили высшее профессиональноеобразование, соответствующеепрофилю преподаваемогоучебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональноеобразование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающихобразовательныйпроцесс по данной ОП.

 

 

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональноеобразование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональноеобразование и государственныепочетные звания в соответствующейпрофессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практическойработы в соответствующей профессиональнойсфере более 15 последних лет.


Учебный год для педагогическихработников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогическихработников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскуюработу, а также освоение дополнительныхпрофессиональныхОП.


Педагогическиеработники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

 

 

Педагогическиеработники ОУ должны осуществлятьтворческую и методическуюработу.


ОУ должно создать условия для взаимодействияс другими ОУ, реализующимиОП в области музыкальногоискусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающихкадровых ресурсов, ведения постоянной методическойработы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использованияпередовых педагогическихтехнологий.


5.14. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.


При реализации программы «Фортепиано» необходимо планировать работу концертмейстеровс учетом сложившихсятрадиций и методической целесообразности:

по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациямпо данному


учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени; по учебным предметам «Концертмейстерскийкласс» и «Ансамбль» - от

60 до 100 процентов аудиторного учебного времени; при введении в


вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» - до 100 процентов аудиторного учебного времени.


5.15. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечиваютвозможность достижения обучающимися результатов, установленныхнастоящими ФГТ.


Материально-техническая база ОУ должна соответствоватьсанитарным и противопожарнымнормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременныесроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.


  

Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированныхкабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим

оборудованием, библиотеку,


?помещения ?для ?работы ?со ?специализированными материалами


(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровыйвидеозал),


?учебные ?аудитории ?для ?групповых, ?мелкогрупповых ?и

индивидуальныхзанятий,


учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированнымоборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).


Учебные аудитории, предназначенныедля реализации учебного

предмета «Специальностьи чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.


 

Учебные аудитории для индивидуальныхзанятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерскийкласс» - не менее 12 кв.м.


Учебные аудитории, предназначенныедля реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарнаятеория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническимоборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживанияи ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»