Публикации преподавателей

  Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Архангельской области "Первая детская музыкальная школа имени Ю.И.Казакова" филиал "Плесецкая детская  школа  искусств" 

Публикации преподавателей

 

 

В данном разделе представлены методические разработки, доклады, сценарии, открытые уроки и другое преподавателей и концертмейстеров нашей школы и других образовательных учреждений

 

2022-2023 учебный год: 

5 июня 2023 г., в завершении учебного года, в  школе  прошел единый  методический день "Совершенствование  компетенций преподавателя, как   необходимое условие   развития индивидуальных способностей ученика".

С докладами выступили:

 

Гарбар Светлана Викторовна, преподаватель по классу фортепиано

   - доклад "Начальное обучение игре на фортепиано"

 

Вебер Любовь Евгеньевна,  преподаватель по классу фортепиано

 - доклад   «Родительские собрания в классе фортепиано – важное средство организации учебной и воспитательной работы с юными пианистами»

 

Петрова Елена Валентиновна, преподаватель теории

 - доклад "Современные подходы в методике преподавания музыкальной литературы"

 

Вилисова Анастасия Андреевна, преподаватель  по классу изобразительного искусства

- методическая разработка игры Мемори " Картины русских художников" 

 

Шейко Алена Алексеевна, преподаватель  по классу изобразительного искусства

- доклад "Влияние традиционной северной росписи на становление личности детей школьного возраста"

- презентация к докладу

  

 

 

2021-2022 учебный год:

 

22 марта 2022 г. в филиале "Плесецкая ДШИ" проходил традиционный Единый методический день".

Свой опыт представили:

Петрова Елена Валентиновна, преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

    - Открытый урок «Работа над кантиленой и виртуозностью исполнения музыкальных произведений в средних классах»

 

Вебер Любовь Евгеньевна,  преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

- Методический доклад «Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

 

Гарбар Светлана Викторовна,  преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

- Открытый урок "Сольный концерт как результативная форма работы с одаренными детьми в классе фортепиано"

 

Емангулова Инна Геннадьевна, преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

    - Открытый урок "Развитие музыкально- образного мышления учащегося" 

 

Хламова Татьяна Олеговна, преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

- Открытый урок «Работа над расширением диапазона певческого голоса»

 

Лизунова Елена Владимировна, преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

  - Открытый урок  "Интервалы. Обращения интервалов"

 

Вебер Любовь Евгеньевна,  преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ"

- Открытый урок по слушанию музыки на  тему "Музыкальные инструменты" с учащимися 2 - го  класса, 2 год обучения

 

 Зиангирова Элла Фаильевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

- Статья "О некоторых актуальных проблемах в воспитании двигательного аппарата юных музыкантов и современных методах решения; о некоторых рекомендациях совершенствования исполнительского мастерства"

 

                                   ______________________________________________

 29 января 2022 г. в рамках областного конкурса юных

 

 художников "Высокая музыка глазами детей" проходила

 

 педагогическая конференция "Традиционные и

 

 современные педагогические практики с учащимися

 

 художественных отделений ДШИ и ДХШ"   

.

 

Своим  опытом  поделились:

 

1.     Наумочкина Анна Сергеевна, преподаватель художественного отделения МКУ ДО ДШИ № 12

       - Методическая разработка к уроку «Волшебный мир графики» по предмету «Прикладное творчество». Презентация к методической разработке

 

 

2. Никулина Юлия Александровна, МБУ ДО «Детская школа искусств» города Няндома

     «Творческая лаборатория художественного отделения по созданию литературно-художественных сбоников»

 

 

 

 3. Бобылева Наталья Юрьевна,  преподаватель художественного отделения (лепка и скульптура)  МКУ ДО ДШИ № 12  

            - Доклад «Волшебный мир пластилина». Презентация к докладу

 

3.        4. Шарабанова Ольга Николаевна, преподаватель художественного отделения (история ИЗО)  МКУ ДО ДШИ № 12

          - Доклад-презентация «Современное искусство. Шаги к пониманию»

 

_________________

8 ноября 2021 г. в филиале «Плесецкая ДШИ» прошел традиционный районный единый методический день «Традиционные и современные педагогические практики работы с учащимися ДШИ».

В едином методическом дне приняли участие17 преподавателей филиала «Плесецкая ДШИ» и МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный.

В ходе работы были представлены методические доклады, открытые уроки с учащимися и другие методические материалы.

Работа районного единого методического дня осуществлялась по 3 направлениям: фортепианное, народное и художественно-эстетическое.

 

Фортепианное направление:

Гарбар Светлана Викторовна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Концерт «Что такое Хорошо и что такое Плохо» как вид внеурочной активности в детской школе искусств»

Гарбар Светлана Викторовна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Работа над ансамблями и аккомпанементом с учащимися средних классов»

Вебер Любовь Евгеньевна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Развитие фортепианных навыков у учащихся младших классов. Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Вебер Любовь Евгеньевна, концертмейстер филиала «Плесецкая ДШИ»

Методический доклад «Концертмейстер в классе вокального исполнительства»

Ушакова Валентина Олеговна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Работа над произведениями на уроке фортепианного ансамбля»

Писаренко Наталья Михайловна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Методическое сообщение «О развитии музыкального слуха и памяти»

Филатова Наталья Константиновна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Методический доклад «Воспитание эстрадной выдержки»

Акопян Надежда Сергеевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Программа по учебному предмету  «Музыкальный инструмент (фортепиано)» («Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства»)

 

Народное направление:

Емангулова Инна Геннадьевна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Развитие игровых навыков на начальном этапе обучения»

Гандюк Анжела Александровна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Методический доклад «Работа над техникой в классе аккордеона»

Коробицына Любовь Вениаминовна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Методический доклад «Колористические приемы игры на шестиструнной гитаре»

Огаркова Ольга Вениаминовна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Методическое сообщение «Развитие технических навыков»

Гилютина Анастасия Сергеевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Программа по учебному предмету  «Основы музыкального исполнительства (аккордеон, баян)» («Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»)

Зиангирова Элла Фаильевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Программа по учебному предмету  «Основы музыкального исполнительства (аккордеон, баян)» («Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»)

Презентация программы / Рецензия на программу

 

Художественно-эстетическое направление (теория, вокал, хоровое пение, фольклор, живопись)

Хламова Татьяна Олеговна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Методическая разработка «Развитие голосов младших школьников, в начальных классах детской музыкальной школы»

Петрова Елена Валентиновна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Методический доклад «Творческие задания на уроках музыкальной литературы в младших и средних классах»

Петрова Елена Валентиновна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок в 5 классе ДПОП  по предмету «Музыкальная литература»         Обобщающий урок по теме «Жизнь и творчество Франца Шуберта»

Лизунова Елена Владимировна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ», Вебер Любовь Евгеньевна, концертмейстер филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Основные этапы работы над произведениями в вокальном ансамбле»

Покрышкина Валерия Валерьевна, преподаватель филиала «Плесецкая ДШИ»

Открытый урок «Колорит и настроение в пейзаже»

Маслова Наталья Александровна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Просветительский проект в области искусства «Чайковский. Жизнь в музыке»

 Приложение 2Приложение 3Приложение 1/ Приложение 4 / Приложение 5

Суханова Светлана Сергеевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Методический доклад «Вопросы ритмического воспитания в хоровом классе»

Григорьева Оксана Витальевна, преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12

Методический доклад «Развитие чувства метроритма у детей на основе фольклорного материала»

 

2020-2021 учебный год:

Единый методический день 23.03.2021 г.

 

Единый методический день 03.11.2020 г.

 

 

2019-2020 учебный год:

 

6 ноября 2019 г. в филиале "Плесецкая ДШИ" состоялся Районный

 

единый методический день. В нем приняли участие преподаватели

 

филиала "Плесецкая ДШИ" и МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный.

 

Работа проходила по 3 направлениям:

 

фортепианное:

 

Седенко А.Ю., преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный -

 

Открытый урок «Развитие творческих навыков и художественного воображения на примере произведений Виталия Ходоша»   

 

Гарбар С.В., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" - методический

 

доклад  «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДШИ»

 

Вебер Л.Е., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" - методическая

 

разработка   «Освоение навыков педализации у учащихся – пианистов в

младших классах ДМШ, ДШИ»

 

Ушакова В.О., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

 

методический доклад   «Активизация самостоятельной работы

 

учащихся на занятиях в классе фортепиано»

 

 

народное:

 

Куряткова Н.С., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" - методический доклад "Воспитание интереса к музыке у детей в классе баян и аккордеон"

Наумова А.А., преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный - методический доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ГИТАРИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Емангулова И.Г., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" - методический доклад "Выработка и развитие технических навыков в классе гитары"  

 

 изобразительное искусство:

Михайличенко О.В., преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный -

 

мастер-класс  «Адаптация и применение новых предпрофессиональных и

 

общеразвивающих программ в практической деятельности ДШИ» 

 

«Воскография». Фотографии работ

 

Авдошина А.Ю.., преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный -

 

мастер-класс «Такая разная графика! Каждой возрастной группе -

своя техника»

   

Зыкова М.А., преподаватель МКУ ДО ДШИ № 12 г. Мирный -

 

методический доклад "Основы композиции на уроках лепки в

младших  классах" 

 

 

теоретическое и вокально-хоровое:

Петрова Е.В., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

методическая разработка  "Развитие детской одарённости на

уроках  «Слушание музыки»    

 

Маслова Н.А., Радько Т.А., Суханова С.С., преподаватели МКУ ДО

 

ДШИ № 12 г. Мирный - методический доклад  "Система работы с

 

одарёнными детьми из опыта работы преподавателей МО

 

музыкально-теоретических и вокально-хоровых дисциплин МКУ

ДО ДШИ №12 г. Мирный".   Презентация к докладу

 

Ратникова А.С., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

методическая разработка  "Проблемы этнокультурного образования в ДШИ"

 

Красникова С.А., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

методическая разработка «Особенности работы над ансамблем в хоре» 

 

Хламова Т.О., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

методическая разработка   «Основные недостатки певческого голоса и

их устранение»

 

Лизунова Е.В., преподаватель филиала "Плесецкая ДШИ" -

методическая разработка "Вокальный ансамбль" 

 

 

Вебер Л.Е., концертмейстер филиала "Плесецкая ДШИ" -  

методическая разработка  «Специфика работы концертмейстера в вокальном классе и его роль в формировании начальных певческих навыков учащихся – вокалистов ДМШ и ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

_________________

Хламова Татьяна Олеговна,

преподаватель по классу вокала

"Формирование самосознания певческого процесса"

 

 

 2017-2018 учебный год:

 

_________________

Лизунова Елена Владимировна,

 преподаватель теории и вокала

 

Открытый урок:  

«Работа над интервалами на уроках сольфеджио в младших классах»

_________________

Лизунова Елена Владимировна,

 преподаватель теории и вокала

«Связь музыки с математикой»

_______________________

   Лизунова Елена Владимировна,

 преподаватель теории и вокала

Открытый урок:  

«Работа с вокальным ансамблем в младших классах»

___________________________

 

Вебер Любовь Евгеньевна,

 концертмейстер класса вокала

Мультимедийная методическая разработка: «Роль концертмейстера в формировании начальных певческих навыков учащихся вокального класса ДМШ и ДШИ»

_____________________

Вебер Любовь Евгеньевна,

концертмейстер класса вокала

«Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала»

 _______________________

Вебер Любовь Евгеньевна,

преподаватель по классу фортепиано

 

«Воспитание навыков самостоятельности при работе над разными стадиями музыкального произведения в фортепианном классе у

учащихся детской музыкальной школы, в том числе малоспособных»

 

________________________

Хламова Татьяна Олеговна,

преподаватель по классу вокала

 

Формирование певческих навыков у детей подросткового возраста

 

 ______________________________

Куряткова Надежда Сергеевна,

преподаватель по классу баяна, аккордеона, гитары

 

"Работа над музыкальным образом

 

 

в начальных классах  баяна / аккордеона"

 

 _______________________________

 Огаркова Ольга Вениаминовна,

преподаватель по классу баяна, гармони

 

«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО БАЯНА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

 

 ___________________________

Ушакова Валентина Олеговна,

преподаватель фортепиано 

 

«Посвящение первоклассников в музыканты»

Сценарий концерта

__________________________

Петрова Елена Валентиновна,

преподаватель теории

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:


«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ»

 

_______________________

 

Гарбар Светлана Викторовна,

преподаватель по классу фортепиано

 

Классическая музыка и телевидение

___________________________

 

Гарбар Светлана Викторовна,

преподаватель по классу фортепиано

  

ВЕСЕННИЙ КОНЦЕРТ

 

 

Сценарий творческого мероприятия – концерта

 

 

___________________________________

   Емангулова Инна Геннадьевна,

преподаватель по классу гитары

Методическая разработка: Открытый урок "Начальный этап обучения в классе гитары"

__________________________________

Коробицына Любовь Вениаминовна,

преподаватель по классу гитары

 

Влияние музыки на организм человека

 

     _____________________________

 2016-2017 учебный год:

Ратникова Анастасия Сергеевна,

преподаватель хоровых дисциплин и теории

Типы упражнений на развитие мануальных навыков дирижирования на начальном этапе обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

 

 

Вебер Любовь Евгеньевна,

концертмейстер класса вокала

I квалификационной категории


«Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала»

В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Основной целью создания классов эстрадно-джазового вокала в музыкальной школе являются не только удовлетворение творческих способностей детей, но и формирование музыкального вкуса. Сегодня, когда эстрада переполнена низкопробными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить детей и молодёжь с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у них верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.

Роль педагога, обучающего эстрадному пению ученика главенствующая и основополагающая, однако, не стоит забывать, что так же важное значение имеет работа концертмейстера, который помогает раскрыться индивидуальным способностям учащихся, вовлечь их в творческий процесс познания музыкального искусства, особенно на начальном этапе обучения.

Квалификация «концертмейстер» является одной из распространённых сфер деятельности пианиста. В условиях настоящего времени она предполагает определённый универсализм, учитывающий два аспекта обучения в концертмейстерском классе: получение специальных и фундаментальных знаний. Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве. Ещё более востребованными в современных условиях на уроках эстрадного вокала оказываются творческие способности концертмейстера, умение подбирать аккомпанемент «на слух», транспонирование произведения в любой тональности, а также навыки импровизации. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произношением словесного текста, процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения, партнёрства и обмена информацией. В итоге можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: педагог, пианист, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог.

В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить учащихся к миру прекрасного, помочь им выработать навыки исполнения в ансамбле, развить их общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского и подросткового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

Цель методической разработки:

Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.

Задачи методической разработки:

* описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера;

* выявить специфику деятельности концертмейстера с вокалистами;

* систематизировать формы, методы, приёмы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно - методическую литературу и собственный педагогический опыт работы.

Актуальность разработки состоит в том, что начинающие концертмейстеры найдут много полезной информации и практических рекомендаций для применения в своей профессиональной деятельности.


Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера

Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером?

Эстрадное пение предполагает исполнение на сцене произведения под фонограмму с использованием микрофона. Какова же роль концертмейстера?

Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как в прочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией аккомпанемента и партией соло. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений:

-навык «организовать» партитуру;

-«выстроить вертикаль»;

-обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани;

-выявить индивидуальную красоту солирующего голоса;

-дать дирижёрскую сетку;

-обеспечить гармоническую поддержку в случае отсутствия нотного материала и т.п.

В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте (мы никогда не увидим концертмейстера во время выступления вокалиста-эстрадника на сцене), самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры, во имя раскрытия чужого таланта. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора, а также не малыми творческими способностями. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.

Таким образом, концертмейстер ДМШ и ДШИ должен:

1. В первую очередь, уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого.

2. Овладеть навыками целостного зрительного и слухового охвата трехстрочной партитуры, включая слово (к тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей, не создает условий для заучивания текстов, и их приходится играть всегда по нотам, поэтому от концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения).

3. Владеть навыками игры в ансамбле (прежде всего, уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него).

4. Транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, (это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент).

5. Владеть основными дирижерскими жестами и приемами.

6. Знать основы вокала: постановку голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.

7. Уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; иметь навыки импровизации, то есть играть простейшие стилизации на темы известных композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

8. В совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией (это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, а также на начальном этапе разучивания песен и вокализов).

Концертмейстеру вокального класса нужно уметь:

- находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами, а на начальном этапе разбора произведения и дублировать мелодию, умело «вуалируя» ее в аккомпанементе;

- приучать ученика к точному отношения к ритму, обращая его внимание на художественное значение того или иного момента;

- помочь певцу почувствовать внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодии, а также разобраться во всех интонационных изгибах;

- предостерегать начинающего певца от бессмысленных жестов во время пения, ведь лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность;

- следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены, при этом очень важно умение петь legato на фоне стаканного аккомпанемента;

- соблюдать цезуры и специальные «вокальные паузы» для взятия вокалистом дыхания;

- помогать певцу правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения;

- разбудить у ученика воображение, фантазию, творческое начало, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и обязательно осмысленного, а также «окрашенного» настроением всего произведения.


Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов:

1. Предварительное зрительное прочтение нотного текста.

2. Музыкально-слуховое представление (Б. Теплов).

3. Первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком (что позволит лучше понять характер музыки, выявить трудности и поставить перед собой определенные задачи).

4. Выявление стилистических особенностей сочинения.

5. Отработка отдельных эпизодов с различными элементами трудностей.

6. Выучивание своей партии и знание партии солиста.

7. Составление исполнительского плана.

8. Создание художественного образа музыкального произведения.

9. Постижение идейно-образного содержания сочинения.

10. Правильное определение темпа.

11. Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.

12. Проработка и отшлифовка деталей.

13. Репетиционное исполнение произведения.

14. Воплощение музыкально-исполнительского замысла.


Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Специфика игры концертмейстера для вокалистов - эстрадников состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником втор плановым, а в дальнейшем и вовсе предоставить ученику возможность «творить» на сцене без его помощи и сотворчества. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру эстрадных вокалистов приходится приспосабливать своё видение к исполнительской манере солиста. В работе с начинающими учениками ему и вовсе редко приходится проявлять свои пианистические профессиональные способности. Ещё труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество - это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей; активный поиск ещё не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность воспринимать окружающий мир и самого себя.

Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в музыкально - творческой деятельности концертмейстеру обычно недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально - теоретического цикла (гармонии, анализа форм, импровизации). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомлённость в смежных областях знаний - всё это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:

Внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение требует огромной затраты физических и душевных сил;

Мобильность, быстрота и активность реакции. Он обязан в случае если солист перепутал текст, что бывает часто в детском исполнении, не переставая играть, вовремя «подхватить» солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передаётся партнёру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, он должен твёрдо помнить, готовя вокалиста к выступлению на сцене под фонограмму, что останавливаться, поправлять ошибки недопустимо (ведь фонограмма не умеет ждать, ускорять и замедлять темп), как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Работа концертмейстера в классе эстрадного вокала предполагает наличие у пианиста ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств. А вследствие того, что концертмейстер очень часто осуществляет разбор с учащимися нового учебного репертуара, то помимо всех перечисленных знаний требуется ещё и педагогический такт, и интуиция.


Особенности работы концертмейстера в классе эстрадного вокала

В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств (ДШИ, ДМШ) концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребёнка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа педагога и концертмейстера.

Каждый из педагогов, занятый в процессе обучения незаменим. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входят подбор и адаптация музыкального материала с учётом индивидуальных способностей каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося - вокалиста становятся его индивидуально - личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной степени сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.

Особенно важно, чтобы в атмосфере сотворчества педагога и концертмейстера проходил первый этап музыкального воспитания ребёнка. Очевидно, что начальный период обучения будущего музыканта или любителя музыки - едва ли не важнейший в его музыкальной биографии. Именно в это время закладывается отношение к музыке, вырабатываются стойкие симпатии (а бывает и антипатии) к ней, формируются базовые исполнительские умения и навыки.

Опыт показывает, что функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы разучивания с солистом нового репертуара. Эта педагогическая сторона работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта (выразительная игра, которая помогает ребёнку воспринимать форму, метроритм, лад, другие средства художественной выразительности на эмоциональном уровне), ряда специфических навыков и знаний в области психологии, педагогики и смежных исполнительских искусств. На первых этапах обучения пению значительная ответственность лежит на концертмейстере.

Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса. Урок, как живой процесс, определяется множеством самых разнообразных факторов. Следует выделить особую эмоциональную окрашенность, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научится получать удовлетворение от самого процесса, а не только от результата. И концертмейстеру, и педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося. Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению юного музыканта.

Выразительное исполнение концертмейстера создаёт необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувствованною оттенков, штрихов, кульминации, а значит сконцентрировать внимание учащегося на художественной стороне исполнения и избавить от излишнего волнения.

На начальном этапе обучения юные вокалисты не имеют представлений об основах правильного владения дыханием, звукоформированием, звуковедением, поэтому значительное внимание уделяется распевкам и разнообразным упражнениям, на развитие дыхания, силы голоса, звука в разных диапазонах. И здесь концертмейстер может раскрыть свои творческие способности. В помощь педагогу, концертмейстер может сочинять необходимый материал, должным образом обеспечивающий задания педагога. Подбор и исполнение разнообразного сопровождения воспитывает у детей гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра, а также вносит разнообразие в многократные повторения упражнений.

Также развитию гармонического слуха у учащихся способствует импровизация и аранжировка. Многие песни, которые могут быть интересны детям и подросткам, не имеют нотного изложения, которым можно воспользоваться при разучивании песни, а для их исполнения ученикам необходима инструментальная поддержка. Работа концертмейстера, способного создавать эту гармоническую поддержку будет очень ценной как для ученика, так и для преподавателя.

Освоение фактурных формул различных жанров - необходимая составляющая работы концертмейстера. Основным показателем удачной аранжировки является также умение скомбинировать в одном произведении несколько формул одной фактуры, например, разнообразить куплеты, незаметно ввести в аккомпанемент элементы мелодии, что особенно важно в работе с маленькими вокалистами. Важно не только найти правильную гармонию, но и помочь вокалисту в освоении стилистики произведения и сохранить при этом тонкость ансамблевого исполнения.

Работа концертмейстера основывается прежде всего на всестороннем анализе произведения, как фортепианной, так и вокальной партий, на выявление стилистических особенностей, технических трудностей, поиска средств выразительности. Концертмейстеру полезно ознакомиться с творчеством композитора, историей создания и особенностями произведения, спецификой жанра и формы сочинения. Интерпретация произведений иногда может быть свободной, в обязанности концертмейстера входит объяснение ученику, в чём состоит авторский замысел и что нужно сделать, чтобы его слегка изменить, но не испортить.

Вместе с тем концертмейстер вместе с преподавателем осуществляет музыкально - теоретическое образование учащегося, прививает ему чуткое отношение к поэтическому и музыкальному тексту. Музыкально неграмотный певец, который не способен проанализировать содержание и форму произведения, определить его характер, не сможет самостоятельно работать, и всегда будет зависеть от педагога или концертмейстера.

Современное музыкальное образование характеризуется растущим интересом к информационно-коммуникационным технологиям. Не является исключением и работа педагогов-концертмейстеров ДШИ и ДМШ. Особое значение имеет использование специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур, одна из популярных компьютерных систем - программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизовать мелодию, упрощать музыкальное сопровождение, транспонировать произведение, таким образом, расширяет возможности в аккомпанементе. Также можно использовать мультимедийные программы музыкальных проигрывателей Aimp, Winamp, J.River Media Center.

Очевидно, что использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляет возможности для совершенствования содержания методов, организационных форм, технологий, средств подготовки учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера.

Заключение

Из вышеизложенного можно заключить, что особенности работы концертмейстера с вокалистами-эстрадниками заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального эстрадного пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поисках разнообразных методов педагогической работы и освоении современных технологий. А принципиальным отличием от концертмейстерства с академическими вокалистами и инструменталистами заключается в необходимости творческого подхода, умении подбирать мелодию, импровизировать, гармонизовать её, обеспечить песню необходимой фактурой, а иногда и стилизовать её в новом прочтении, что невозможно в классическом искусстве.

Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство - это искусство. А концертмейстер в образовательной сфере - и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог, и психолог.


 

  

Вебер Любовь Евгеньевна,

концертмейстер филиала ДО ДМШ

Методическая разработка – доклад:

«Профессиональное знание и использование возможностей современных компьютерных, информационных и мультимедийных технологий в профильной работе концертмейстера ДМШ»

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире процесс информатизации системы образования находится в состоянии интенсивного развития. Современные технологии, возникающие вследствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Талантом и стараниями поколений педагогов — музыкантов: В. Ф. Одоевским, С. В. Смоленским, А. Л. Масловым, В. Д. Коргановым, В. В. Медушевским, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским А. Н. Карасевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным и т. д. было выстроено прочное здание отечественного музыкального образования, главной целью которого является воспитание музыкальной культуры, как части духовной культуры.

Сама по себе музыкальная культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя: знания о музыке — знания о музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, сведения о композиторах, исполнителях, историях создания музыкальных сочинений. Несомненно, это и наличие определенных музыкальных умений — например, воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений; музыкальные навыки — навыки игры на инструментах, чтение нот с листа и т. д.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны не только с информатизацией системы образования и внедрением современного музыкального инструментария, но и с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. Исследованиями в области внедрения в музыкальную педагогику мультимедийных технологий и разработкой современных образовательных программ занимаются многие ученые: И. М. Красильников, И. Б. Горбунова, С. П. Полозов П. Л. Живайкин, А. В. Харуто, Г. Р. Тараева, А. П. Мещеркин, А. Камерис, И. В. Заболотская, М. С. Дядченко, А. И. Марков и т. д.

Актуальность использования мультимедийных образовательных технологий в том, что современные технологии могут оказывать положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры общества, а именно воспитанию музыкального мышления, развитию музыкальных знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности как учащихся, так и специалистов профессиональных музыкальных учреждений.

В современном информационном сообществе можно выделить следующие программы, касающиеся музыкальной творческой сферы деятельности: «музыкальные конструкторы», программы — автоаранжировщики, MIDI — секвенсеры, аудиоредакторы, виртуальные синтезаторы, нотные редакторы. Каждая программа, по мнению автора, обладает индивидуальностью, вносящей в содержание обучения значительные преобразования в методике преподавания предмета. Обращение к той или иной компьютерной программе также может развивать разные виды музыкальных способностей, например, формирования способностей к нотному письму, развитию композиторских и музыкально-исполнительские способности, а также способности к звукорежиссерской деятельности.

Гипотеза - внедрение мультимедийных образовательных средств является актуальной задачей в современной музыкальной педагогике.

Цель методической разработки: рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в современном музыкальном образовании, в частности, в профессиональной деятельности концертмейстера ДМШ.


Задачи методической разработки:

- Описать музыкальные способности, умения и навыки работы с ИКТ, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера, работающего с мультимедиа – технологиями;

- Выявить специфику деятельности концертмейстера, работающего с ИКТ в условиях работы с вокалистами.

1. МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Как уже было отмечено во многих источниках, мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа-технологии – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедийные технологии можно рассматривать как способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.

Эти два определения мультимедиа-технологий представляются наиболее удачными и отражающими суть понятия – мультимедийные (многосредовые) технологии, подчеркивая, что это, в первую очередь, технология подготовки и представления информации на экране компьютера.

В числе преимуществ мультимедийных технологий перед традиционным обучением можно выделить:

1. сочетание логического и образного способов освоения информации;

2. наглядность;

3. интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве.

Применение компьютерных технологий в области музыкального образования оправдано тем, что они позволяют совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией.

Если говорить в целом, то компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества. Ведь музыкальные компьютерные технологии создали новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: и в нотопечатании, и в жанрах прикладной музыки, и в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (здесь интересно, что трансляции даже по интернету).

Исходя из специфики музыкального образования, применение компьютерных технологий в этой сфере имеет свои пределы. Прежде всего, представляется полезным внедрение компьютерных технологий в процесс изучения музыкально-теоретического и исторического циклов: в самом деле, программа, обладающая возможностью совмещать различные типы информации – текстовой, визуальной, аудиальной, как нельзя лучше подходит для обучения, скажем истории музыки: пользователь одновременно может использовать текстовый материал статей, прослушать музыкальные примеры. Некоторые ученые ведут исследования и создают программы, обучающие и исполнительским навыкам игры на музыкальных инструментах.

В современном музыкальном образовании разрабатываются следующие виды мультимедийных программ:

· энциклопедические пособия, справочники (например, «Мир музыкальных инструментов»);

· электронные учебники и учебные пособия (примером может быть электронное учебное пособие по истории оркестровых стилей, разработанное старшим преподавателем кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры О.И. Байбаковой);

· программы-тренажеры для отработки различных навыков (так, напрмер, существует программа Musicion, которая включает и тесты для проверки уровня знаний).

Нужно сказать, что тестовые программы – это вид мультимедийных программ, которые представлены пока на рынке недостаточно широко. Это связано с несколькими причинами:

1. музыкальные тесты обладают специфическими чертами;

2. недостаточное оснащение музыкального образовательного процесса компьютерной техникой;

3. тестирование – относительно новый способ проверки знаний, поэтому еще не выработаны критерии оценки и составления тестов.

Современный рынок компьютерных программ предлагает широкий выбор уже готовых программ.

1.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, а если говорить о применении информационных технологий на уроках музыки, то это может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала и гармонического развития личности в целом.

Таким образом, мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Следует отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики. Демонстрация слайдов может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).

Урок с использованием компьютера подразумевает следующую организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью (поскольку ребенок тесно связан с жизнью, с изучением ей, анализом). Время работы на таких уроках, как правило, ограничено, а задания носят конкретный характер. Цель такой работы – привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Выше было сказано о мультимедийных продуктах, сейчас я хотела бы остановиться на этом вопросе более подробно, также использовать иллюстративные материалы.

Итак, в процессе обучения музыке эффективно можно использовать следующие мультимедийные образовательные продукты:

· энциклопедические изданий, справочники;

· электронные учебники и учебные пособия;

· программы-тренажёры;

· игровые программы;

· музыкальные редакторы (в данном случае, звуковые)

· викторины.

Любой из представленных мультимедийных продуктов разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения детей, а также может использоваться преподавателем на разных этапах обучения.

Музыкальные редакторы открывают возможность для экспериментирования с электронными звуками. Работая в подобном редакторе, можно научиться не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.

хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ НОТНОМ РЕДАКТОРЕ СИБЕЛИУС (SIBELIUS)

Sibelius 6 - стабильный, проверенный нотный редактор для облегчения трудов музыкантов. Программа Sibelius очень широко распространена в Российской Федерации, относится к классу профессиональных программ, но не является единственной в своем классе программ. Нотный редактор Sibelius это оптимальное решение для профессиональных композиторов, музыкантов, преподавателей и тех, кому это необходимо. С помощью такой программы нотатора можно легко и быстро создать любую партитуру. Принципы работы в Сибелиус - это принцип работы в редакторе Word. Sibelius может работать совместно с музыкальными редакторами и виртуальными студиями которые поддерживают технологию ReWire. Кроме самой программы, в данном архиве предоставлен набор некоторых приложений и изменений для более приятной и комфортной работы. Sibelius 6 - это самая последняя, стабильная, версия нотного редактора. Основная прелесть редактора состоит в том, что в ней можно заниматься и простым набором нот, и работать над музыкальными проектами напрямую на компьютере. Например, делать аранжировки или сочинять новые музыкальные произведения.

На данный момент редактор скупила компания Avid и выпустила продукт под названием   Avid Sibelius 7, которая содержит совершенно новый интерфейс.

Поэтому сейчас существует уже 7 версий этой программы для ПК. Стремление улучшить каждую новую версию не повлияло на общие принципы работы в программе Sibelius.

Создание партитуры

Для этого следует выбрать «Создать новый документ», если при запуске программы появляется стартовое окно. Или в любой момент в программе нажмите Ctrl+N. Можно сразу выбрать инструменты, с которыми можно будет потом работать в программе Sibelius (или шаблон партитуры), стиль шрифта нот, размер и тональность произведения. Затем написать название и имя автора. И вот, перед нами появились уже первые такты будущей партитуры.

Далее – вводим музыкальный материал. Ноты можно вводить несколькими способами – с помощью MIDI-клавиатуры, обычной клавиатуры и мыши.

C помощью MIDI-клавиатуры:

Если есть MIDI-клавиатура или клавишный синтезатор, подключённый к компьютеру через MIDI-USB-интерфейс, есть возможность набирать нотный текст наиболее естественным образом – просто нажимая нужные фортепианные клавиши.

В программе имеется виртуальная клавиатура ввода длительностей, знаков альтерации и дополнительных обозначений. Она совмещена с цифровыми клавишами на компьютерной клавиатуре (которые включаются клавишей Num Lock). Впрочем, при работе с MIDI-клавиатурой нам нужно будет лишь изменять длительности.

Выделяем такт, с которого начнется ввод нот и нажимаем N. Одной рукой играем музыкальный материал, а другой включайте нужные длительности нот.

Если на компьютере нет цифровых клавиш справа (например, на некоторых моделях ноутбуков), с виртуальной клавиатурой можно работать и мышью.

С помощью мыши:

Поставив крупный масштаб, будет удобно набирать нотный текст и мышью. Для этого нужно кликнуть в нужных местах нотоносца, попутно выставляя нужные длительности нот и пауз, знаки альтерации и артикуляции на виртуальной клавиатуре.

Недостаток этого способа состоит в том, что и ноты, и аккорды придётся набирать последовательно по одной ноте. Это долго и утомительно, тем более, что существует вероятность случайного «непопадания» в нужную точку на нотоносце. Для корректировки высоты ноты можно использовать стрелки вверх-вниз.

С помощью компьютерной клавиатуры:

Этот способ наиболее удобный из всех. Ноты вводятся при помощи соответствующих латинских букв, которым соответствует каждая из семи нот – С, D, E, F, G, A, B. Это традиционное буквенное обозначение звуков.

Ввод нот с клавиатуры удобен тем, что можно использовать множество «горячих клавиш», которые повышают производительность и скорость набора в разы. Например, для повторения одной и той же ноты просто нажимаем клавишу R. 

С помощью клавиш также легко можно выбирать нужные длительности, знаки альтерации, проставлять динамические оттенки и штрихи, вводить текст. Некоторые операции, конечно, придётся делать мышью: например, переключаться с одного нотоносца на другой или выделять такты. Так что в целом метод является комбинированным.

На каждом нотоносце допустимо размещать до 4 самостоятельных голосов. Чтобы начать набирать следующий голос, выделите такт, в котором появляется второй голос, нажмите 2 на виртуальной клавиатуре, затем N и начинайте набор.

Добавляем дополнительные символы. Все функции для работы с нотоносцами и собственно нотным текстом доступны в меню «Создать». Для быстрого доступа к ним можно использовать горячие клавиши.

Лиги, вольты, обозначения транспонирования на октаву, трели и другие элементы в виде линий, можно добавить в окне «Линии» (клавиша L), и затем при необходимости «вытянуть» их мышью. Лиги можно быстро добавить, нажав S или Ctrl+S.

Мелизматика, знаки для обозначения специфики исполнения на разных инструментах, и другие специальные символы добавляются после нажатия на клавишу Z.

Если требуется поставить другой ключ на нотоносце, нажимаем Q. Окно выбора размера вызывается нажатием английского T. Ключевые знаки – K.

Оформление партитуры. Обычно Sibelius сам выстраивает такты партитуры наиболее удачным способом. Можно также это делать, вручную перемещая строки и такты в нужное место, также «расширять» и «сужать» их.

В процессе работы можно в любой момент прослушать результат, выявить возможные ошибки и оценить, как это может звучать при живом исполнении. Кстати, в программе предусматривается настройка «живого» воспроизведения, когда компьютер пытается имитировать игру живого музыканта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отличие от солирующих пианистов, концертмейстер — профессия незаметная для любителей. И в работе, и в концертной деятельности он уходит на второй план, оставаясь за спинами солистов, творческих коллективов, дирижеров, но при этом хороший концертмейстер-профессионал всегда ценится «на вес золота». Без него не могут обойтись ни школы, как музыкальные, так и общеобразовательные, ни специализированные учреждения, ни дворцы культуры и эстетические центры.

От концертмейстера требуется бескорыстная любовь к своей профессии, умение быть универсальным специалистом, сочетающим исполнительскую и педагогическую деятельность. Он должен быть многогранным музыкантом, превосходно владеть роялем, быть чутким ансамблистом. Концертмейстер должен обладать обширным музыкальным материалом, проявлять интерес к миру искусства, заниматься постоянным самообразованием, повышать свою культуру. Его творчество — это постоянный поиск, открытие новых граней искусства, источник духовных ценностей.

Опыт показывает, что специфика работы концертмейстера в детской школе искусств, требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.


 

 

 

Куряткова Надежда Сергеевна,

преподаватель аккордеона/баяна


Развитие технических навыков

Игра на любом музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов деятельности, так как занятия на музыкальных инструментах требует огромного труда, времени, сил и терпения, а также и работу психических процессов - воли, внимания, восприятия, ощущений, мышления, памяти, воображения. Но учащийся не сможет достичь высоких результатов, если не будет владеть техникой игры на инструменте, при помощи которых он раскрывает свои мысли и чувства. Поэтому развитие технических навыков у учащихся актуален на разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне и любых других музыкальных инструментах – требуют определённых технических навыков.

Техника аккордеониста разнообразна – это и мелкая (пальцевая) и крупная моторика, а также это и техника игры мехом и техника звукоизвлечения. Многие её виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 7-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.

Виды техники

В музыкально-исполнительском искусстве развитию технике отводится достаточно значительное место. Но техника является не только развитием беглости пальцев, а также средством воплощения художественного содержания музыкального произведения.

Техника - совокупность средств и приёмов игры, при помощи которых исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию технических навыков следует проводить систематически и целенаправленно.

Техника аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную моторику, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения. То есть это и ведение меха, и прикосновения к клавишам и кнопкам, и звуковедение и т.д.

Элементами развития технических навыков на аккордеоне и любых других инструментах являются гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация движений. Они развивают физическую выносливость, освоение двигательного аппарата и использование его на инструменте.

Но мы не должны забывать и о природных способностях музыканта. Не зависимо от природных данных учащегося, ребёнок со средними исполнительскими данными может достичь высоких результатов. Это зависит от его усердия, терпения и воли.

Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Для успешного развития техники (гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения) нужно играть при полном внимании, слуховом контроле, над соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов, а также систематическая и последовательная работа.

Систематическая и последовательная работа над гаммами и арпеджио помогает преодолеть многие технические трудности:

  • позволяет лучше сделать выбор аппликатуры (пальцев);

  • создает легкую и свободную пальцевую беглость;

  • способствует координации движений обеих рук;

  • способствует плавности ведения меха и смены направления его
    движения;

  • помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов;

  • развивает ладовый, мелодический и гармонический слух;

  • развивает хорошую ориентацию на клавиатуре.

После того, как та или иная гамма, арпеджио будут выучены в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках, темпах. Но быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля - ровным звуком, плавной сменой направления движений меха, за строгим соблюдением указанной аппликатуры, за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти, за четкостью удара, за   точностью   выполнения   метроритмического рисунка и штрихов, за точностью координации движений.

Работу над арпеджио и аккордов можно начинать после того, как учащиеся освоили гамму. В начале осваиваются арпеджио короткие, позже - длинные. При игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев.

Конечным результатом изучения гамм и арпеджио является умение свободно и легко в любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками одновременно).

Гаммы и упражнения - не просто ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперед.

Разучивание мажорных и минорных гамм.

Техника игры на аккордеоне и на других инструментах в действительности очень разнообразна, но и однообразно, поскольку всегда можно найти сходные элементы. И как говорилось выше работа над гаммами, арпеджио и аккордами должна быть регулярным процессом. Не регулярное и не систематическое ознакомление приведёт к необходимости каждый раз учить заново. Регулярная работа над гаммами, арпеджио и аккордами способствует развитию моторики, восприятию длиной мелодической линии, закрепить опорные навыки, а также смены аппликатурных позиций и т.д.

При работе над любой мажорной или минорной гаммой в правой руке на аккордеоне невозможно избежать обрабатывания техники подкладывания первого пальца, т. к. при смене игровых позиций 1 - 3, 1 - 4 она является главной. Подкладывание исполняют плавно, без толчков.

Для того, чтобы лучше запомнить аппликатуру на мажорных и минорных гаммах, то можно запомнить ноты на которых стоит 1-ый палец. Например, в гамме C-dur первый палец ставится на нотах "до" и "фа". Но это не очень удобно, так как каждую гамму придётся учить заново. Лучше всего применять схемы для запоминания аппликатуры 3+5 (в одну октаву) или 3+4+3+5 (в две октавы).

Но всё же на аккордеоне и баяне большой сложностью является левая рука в разучивании мажорных и минорных гамм, так как мы её не видим и учащийся не может её проконтролировать, а также для левой руки существует свой звукоряд.

Для разучивания гамм в левой руке существует несколько способов игры, которые помогут быстро и правильно разучить гаммы.

Можно разучить гамму "кусочками" по три и четыре звука. Например, гамма C-dur - "до", "ре", "ми", а затем "фа", "соль", "ля", "си".


Можно нарисовать ноты и кнопки левой клавиатуры и обозначить стрелками движение мелодии гаммы:


Вспомогательный ряд


Основной ряд


Но опять же эти способы не удобны в применении, так как любую другую гамму придётся учить заново и схему рисовать к каждой гамме.

Удобнее всего гамму записать схематично, то есть выстроить все звуки по порядку - слева направо и убрать названия нот, оставив лишь аппликатуру. Таким образом мы можем использовать эту схему в любой тональности:


Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В" - вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минорные гаммы ученику труднее запомнить и выучить, так как используется пятый палец, большие скачки и большая часть играется на основном ряду. Но если использовать схемы и к минорным гаммам, то можно добиться у ученика больших успехов.


Минор гармонический


Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"- вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минор мелодический

 

                                  


Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"- вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.

Для арпеджио и аккордов тоже существует более простые способы запоминания аппликатуры и игры. Для того, чтобы не запоминать аппликатуру в правой руке - 1, 2, 3, 5; 1,2,4,5; 1,2,4,5; 1, 2, 3, 5 и обратно 5, 3, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 3, 2, 1. Можно запомнить что 1, 2, и 5 пальцы неизменны, а для 3 и 4 пальца запомнить: вверх 344, а в обратную сторону 443.

Для аккордов - 1 и 5 пальцы неизменны, а для 2 и 3-го пальца нужно запомнить такую комбинацию цифр 323 в верх и обратно.

Сложность заключается в том, что аккорды нужно играть с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. А также в процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:

  • одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;

  • подготовить положение пальцев для последующего взятия аккордов;

  • сделать соответствующее перемещение кисти;

  • путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Использование данных схем и комбинации цифр в разучивании гамм, арпеджио и аккордов помогут при помощи зрительной памяти быстрее запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над таким "скучным", но необходимым направлением, как изучение гамм.

Заключение

В данной докладе мы рассмотрели несколько способов наилучшего разучивания мажорных и минорных гамм, арпеджио и аккордов на аккордеоне при помощи которых можно быстрее и эффективнее запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над изучением гамм.

И исходя из этого можно сделать вывод, что работа над гаммами, арпеджио и аккордами должна быть систематической и последовательной. Так как гаммы, арпеджио и аккорды позволяют выбрать аппликатуру (пальцев); создать лёгкую и свободную пальцевую беглость; способствовать координации движения; плавности ведения меха и смены направления; развитию ладовому, мелодическому и гармоническому слуху.

И поэтому конечным результатом является умение свободно и легко в любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками одновременно).

Гаммы и упражнения - это не просто ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд.




 

 

Дата последнего обновления страницы 22.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»